Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи других авторов [12]

Наш опрос
В чем привлекательность мужчины?
Всего ответов: 124

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи других авторов » Статьи других авторов

Типы темперамента у детей.

Типы темперамента у детей.

  1. Холерик.

Ребёнок возбудимого типа – холерик – имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребёнка-холерика носят ярко выраженный характер.
Это двигатели прогресса.

  • в зависимости от направленности личности

«+»

«—»

инициативность

 

раздражительность

принципиальность

аффективность;
 

лидер, заводила

драчун, крикун, конфликтен

 

  • эмоционален, чувства ярко выражены: не просто смеётся, а хохочет, не сердится,
    а приходит в ярость; могут резко перейти от веселого настроения к грустному;
  • выразительная мимика лица; резкие, порывистые жесты;
  • быстрая, громкая речь;
  • ребёнок стремится воздействовать на то, что видит, переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорство;
  • любит риск, приключения; он, за редким исключением, подвижен и деятелен,
    без конца что-то выдумывает и изобретает, стремится проникнуть в самые запретные места;
  • любит подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремится исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководит ими; пытается руководить и взрослыми;
  • не прислушивается к мнению других;
  • излишне самостоятелен;
  • в еде неразборчив;
  • спит мало: с трудом засыпает, часто спит тревожно, но просыпается быстро и сразу же включается в обычный жизненный ритм;
  • кажется, его энергия неистощима: после бурно проведённого дня ребёнок отказывается ложиться в постель, требует, чтобы ему рассказывали сказку, пытается затеять игру;
  • импульсивен;
  • всё, что требует проявления активности, легко удаётся детям этого типа,
    и наоборот – ситуации, в которых надо сдержать себя, ограничить свои желания, вызывают у них чувство протеста;
  • любимым делом они способны заниматься долго, преодолевая трудности;
  • в коллективе с такими детьми особенно трудно: они излишне подвижны, шумливы, импульсивны, вспыльчивы, с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, обижаются на замечания взрослых;
  • на «нет» взрослого реагируют шумно, протестуют, требуют, настаивают, могут закатить истерику.

Рекомендации:

  • С пониманием относиться к проявлению активности ребёнка;
  • Нельзя проявлять агрессию к ребенку – для холерика это вызов, в ответ он тоже может кричать, проявлять агрессию, будет сопротивляться или затаит обиду и отомстит. Важно вести себя уравновешенно с ребенком, дать ему мирную модель поведения. Можно говорить с ребенком в этот момент шепотом. Так как холерик не любит, чтобы какая-то информация проходила мимо них, он прислушается;
  • Важно договариваться с ребенком, что-то предлагать. Например, вот это не сейчас, а это я тебе разрешаю;
  • Говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров.
    При этом важно, чтобы когда Вы что-то объясняете, рассказываете, Ваша речь была эмоционально окрашена;
  • Нельзя проявлять к холерику чрезмерную заботу и опеку и потакать требованиям холерика. Необходимо устанавливать свои правила, правила жизни. Например, это делать без разрешения нельзя никогда. Если взрослый разрешает, тогда можно. Холерику очень важны долгосрочные договоренности, он должен четко видеть границы и ему в них спокойно. Их должно быть не очень много и они должны быть понятны для ребенка, но их должны соблюдать все и всегда;
  • Целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и т.д.);
  • Всё должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия;
  • Необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований), конструирование, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости;
  • Воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами). Где он будет подчиняться;
  • Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать;
  • Необходимо строго соблюдать режим дня.
     

 

  1. Сангвиники – дети спокойного типа, с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой.

Внешне они похожи на детей – холериков тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко.

Нервная система сангвиника отличается податливостью, пластичностью, он способен переключаться с одного занятия на другое.

«+»

«—»

ребёнок легко включается в новую деятельность, может отказаться,
если нужно, от привлекательных действий

ребёнок меняет одну за другой игрушки;

имеет много товарищей,
но ни одного близкого друга; за всё берётся, но ничего

не доводит до конца

 

может найти интерес в любом деле

рассеян, неаккуратен

 

легко и быстро переключается с одного занятия на другое

из-за этого не всегда умеет довести дело до конца

Задача взрослого — сформировать у ребенка целеустремленность и постоянство.

Основное свойство сангвиника – неустойчивость (поведения, интересов, привязанностей).

У ребёнка быстро формируются привычки, навыки,

но столь же быстро они разрушаются.

Поэтому основная работа с ребёнком-сангвиником -
формирование у него настойчивости.

 

Ребёнок послушен.

 

 

Но разве послушание
не может обернуться бедой?

 

Он слушается родителей,

но также слушается совета случайных прохожих.

Эти дети легко поддаются влиянию, как хорошему, так и плохому.

Поэтому необходимо четко формировать ценности, нормы морали
и границы поведения
: с кем и как можно общаться.

 

У ребёнка разнообразные интересы,

но постоянно расширяясь, они становятся поверхностными.

Дети-сангвиники легко включаются в разные занятия,

но ни в одном из них
не достигают успехов –
не хватает настойчивости.

Ребёнок берётся за любое дело,

но стремится быстрее завершить его, чтобы взяться за другое, более интересное.

Сангвиник быстро устаёт от однообразия, а оно присутствует в любой деятельности, ребёнок сразу же стремиться его завершить.

Помочь ребенку увидеть плюсы в однообразной деятельности.

 

 

  • как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам;
  • мимика богатая, подвижная, выразительная; движения быстрые, но не резкие;
  • не злопамятен, миролюбив, не жаден;
  • деятельность продуктивна лишь при наличии интереса;
  • заводила, выдумщик, фантазер;
  • общителен, быстро сходится с людьми;
  • охотно выполняет распорядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Может одинаково руководить и подчиняться;
  • ребёнок быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям, и наоборот;
  • легко приспособляется к любым условиям;
  • живо откликаются на всё что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями;
  • ребёнок за короткое время легко осваивается в яслях, в детском саду, период привыкания к детскому саду длится недолго – утром привели в детский сад, а к вечеру он чувствует себя как дома;
  • на «нет» взрослого реагирует спокойно, может попробовать убедить в своей просьбе, если не получилось, переключается на другое .

 

Рекомендации:

  • может быть «хитрюгой»: если не хочет чего-то делать, заставить его практически не возможно, может такое нафантазировать, что вроде бы согласился выполнить просьбу взрослого, но в результате этот ребенок сделает все, чтобы сделать по-своему.
    Чтобы ребенок в будущем не стал вруном и аферистом, необходимо спокойно и настойчиво привести ребенка к тому, чтобы он сделал так, как мы его попросили, проявлять строгость, требовательность к ребёнку. Контролировать его действия и поступки
  • обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки)
  • необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством
    (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое)
  • целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново, показать ребёнку конечный результат добросовестных действий
  • важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности
  • учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения
  • у ребенка достаточно устойчивая самооценка, поэтому важно, чтобы похвала была конкретна и по делу. Можно сказать: «Молодец! Ты все сделал очень хорошо. Можно еще сделать вот это, вот так и так…» или «Как ты думаешь, что еще можно сделать?» Важно побуждать ребенка двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом. Давать ему зону роста, чтобы он развивался, потому что сангвиник имеет большой потенциал. Иначе ребенок будет требовать чрезмерного внимания к себе, чтобы все было так, как они хотят, чтобы все крутилось только вокруг них, так называемая «звездная болезнь».

 

  1. Флегматик – имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную
    нервную систему.

В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись, лежит спокойно, редко плачет, редко смеётся.

  • трудно засыпают и просыпаются с трудом, после сна остаются некоторое время вялыми. Спят около 10-12 часов;
  • без эмоциональны, все реакции имеют нечёткий характер: смеются негромко, плачут тихо;
  • мимика слабо выражена. Нет лишних движений, жестов;
  • речь тоже особая – неторопливая, с паузами не только между предложениями,
    но и между словами;
  • ему трудно быстро реагировать на любые воздействия,
    поэтому между вопросом к ребёнку и его ответом следует пауза;
  • прежде чем начать деятельность, следует период раскачки,
    внешнего бездействия;
  • приступив к делу, флегматик способен длительное время им заниматься,
    не уставая от однообразных, повторяющихся действий;
  • а вот прекратить то, что он начал, ему трудно, особенно в тех случаях,
    когда ему предстоит заниматься новым, незнакомым делом;
  • поведение ребёнка-флегматика отличается устойчивостью,
    его трудно вывести из себя;
  • привычки, навыки формируются долго, но, сформировавшись, становятся прочными. Всё новое, непривычное для ребёнка воспринимается не сразу;
  • на «нет» взрослого реагирует без эмоций, как будто его это и не интересовало.

 

«+»

«—»

стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надёжности, по всех проявлениях

 

вялость, низкая активность

склонны к достижению своих целей
 

 

замедленный темп действий

очень планомерные, настойчивые,
всегда доводят дело до конца

когда вы их зовете, не сразу откликаются, так как сложно переключаются от одной деятельности к другой, им необходимо выйти из одного процесса, чтобы войти в другой. Ему нужно выйти из своего внутреннего мира и заметить, что вокруг него есть другой мир

 

 

Поступление в детский сад связано с некоторыми сложностями: ребёнок долго приспосабливается к новому режиму, с трудом расстаётся с родителями, не принимает участие в играх детей. Флегматики неуютно себя чувствуют в гостях, неохотно знакомятся с новыми детьми. В привычной обстановке ребёнок без принуждения выполняет правила поведения, справляется с незнакомой работой, любое дело выполняют тщательно и аккуратно.

 

Рекомендации:

  • нельзя на словах объяснять ребенку, что вы от него хотите (для него слова – это некий шум).
    Самым информативным для флегматика является действие. Например, если ребенок разбросал карандаши по полу, нужно взять его за руку, подойти к карандашам и собрать их вместе с ним. Необходимо личным примером демонстрировать то, как это нужно делать;
  • нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;
  • нельзя пассивно проводить время с ребенком. Взрослым удобно, что ребенок может часами заниматься одним делом, можно посадить его около телевизора, и он будет там сидеть. Но, у таких детей есть сложности с адаптацией к социуму и, если не учить его этому, не включать его в общение, он может закрыться от других людей и ничего не добиться в жизни;
  • необходимо поощрять их общение с окружающими людьми, привлекать ребёнка к деятельности в коллективе;
  • не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
  • следует побуждать ребёнка к движению, активному отдыху (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);
  • побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его;
  • нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности;

 

  1. Дети со слабой нервной системой – меланхолики
    отличаются повышенной чуткостью, ранимостью.

Слабость нервных процессов не обозначает неполноценности.
Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители: быстро наступает утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения.

  • Меланхолик - это тип ребёнка, о котором говорят, что его «не видно и не слышно».
  • Он громко не кричит, не смеётся, а улыбается;
    не просит, а жалобно смотрит на желаемое
  • Малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений.
  • Ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения.
  • Ребёнок говорит тихо, нерешительно, запинается.
  • Он склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют.
  • Резкий тон, принуждения подавляют и без того малую активность меланхолика.
    Накричать на такого ребенка – это все равно, что его избить.
  • У детей с трудом формируются навыки, долго не складываются привычки,
    но всё что у них удаётся сформировать, отличается прочностью, надёжностью, устойчивостью и не требует дополнительного контроля.
  • На «нет» взрослого реагирует плачем, закрывается или канючит.

 

«+»

«—»

Чувства меланхолика глубоки, длительны,
но внешне почти не выражаются,
что иногда вводит взрослых в заблуждение.

 

Поскольку нервная система
не выдерживает длительных раздражителей, дети быстро устают – от шума, от новых людей,
от замечаний.
Всякий нажим ещё более усиливает усталость.

 

Чуткость, отзывчивость

Зависимость от настроения других и ранимость

 

Устойчивость интересов, привязанностей, привычек

Сложно переключается от одного дела к другому, сложно адаптируется к новым условиям

 

Творческие способности

 

Замкнутость, медлительность

Рассудительность, может видеть глубоко

Пассивность, утомляемость

 

 

Дети с большими трудностями входят в коллектив, долго не могут привыкнуть к режиму в детском саду, плачут, отказываются от игр, занятий, бывает, что вообще длительное время не отвечают на вопросы взрослых и детей в детском саду. В более старшем возрасте могут быть склонны к суициду из-за своей ранимости.

Рекомендации:

  • нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек,
    но в то же время приучать ребёнка не бояться большого шума, спокойно,
    без тревоги относиться к новому человеку
  • нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки
  • целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определённо
  • необходимо разнообразить жизнь ребёнка
  • надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми
  • важно развивать у него общительность, мягко, без давления, в его ритме
  • необходимо поддерживать у него положительные эмоции,
    проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.
  • ни в коем случаи нельзя наказывать его за неуспеваемость, важно позволить ему делать в его ритме, адаптироваться к новым условиям. Сложные задачи могут поставить его в тупик. Поэтому важно ставить простые задачи: четко, подробно, конкретно и не требовать мгновенного выполнения (например, почисть зубы в ванной).
  • ни в коем случаи нельзя пристыживать ребенка перед посторонними людьми и сравнивать его с другими, показывая, что он хуже. Иначе у ребенка может развиться бесконечная неуверенность в себе. Очень важно его поддерживать, ободрять, быть к нему предельно внимательным, чтобы он знал, что вы всегда с ним и всегда за него.
  • Важно сразу формировать правильные привычки и навыки. Иначе, их трудно переучивать.

 

Вывод:

Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково. Очевидно, этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди. Родители в таких случаях часто говорят: «Мы же их воспитываем одинаково». Именно – одинаково, а надо было воспитывать неодинаково, учитывая природный тип нервной системы, который мог быть различным, и условия жизни, которые изменились с момента появления первого ребёнка.

«В процессе воспитания, писал Б.М. Теплов, - следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учётом особенностей нервной системы воспитания». Знание черт темперамента даст возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность.

 

Категория: Статьи других авторов | Добавил: Эльмира (28.08.2019)
Просмотров: 656 | Теги: холерик, типы темпераментов у детей, как вести себя с ребенком-сангвиник, как вести себя с ребенком-флегматик, меланхолик, флегматик, как вести себя с ребенком-холериком, как вести себя с ребенком-меланхоли, сангвиник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск


Использование материалов с сайта возможно только при указании ссылки на источник. © 2024