Человеческое взаимодействие неразрывно связано с его моральным содержанием, т.е. благом или злом как следствием взаимодействия людей друг с другом и с природой.
Важнейшим критерием социального действия является
не только его эффективность для данного человека или группы людей,
но и его значение для других людей и социальных групп.
Иначе говоря, возрастает роль нравственного содержания действия.
Именно поэтому мы и утверждаем, что главным принципом отличия людей друг от друга становится в наше время принцип социальной направленности их действий, степень социальной ответственности.
Разумеется, не все ответственны в равной степени:
Чем больше влияние человека, чем больше у него прав, тем выше и его ответственность.
Бедный крестьянин в пакистанской деревне несет гораздо меньшую ответственность перед миром, чем финансовый магнат, имеющий возможность разорить целое государство.
На человека, щедро одаренного физическими и интеллектуальными способностями, судьба или Божий промысел возлагают пропорционально большую ответственность.
Другой вопрос — как он (или она) это осознает.
И, разумеется, не только этими двумя типами исчерпывается все многообразие человечества.
Но знак этической направленности действия, его место на континууме между полюсами:
"только для себя" и "только для других" имеют определяющее значение.
И при комбинации всего лишь двух параметров — жизненного потенциала(способностей и возможностей) и нравственной ориентации — мы получим следующую основную классификацию.
1.Сочетание положительной социальной ориентации с высоким жизненным потенциалом дает тип, который мы назвали "дельфином".
2.Отрицательная социальная ориентация при высоком жизненном потенциале
образует тип "акула".
3.Умеренная социальная ориентация при среднем или низком жизненном потенциале.
Это тип, который принято также называть "средним", "простым", "обычным" человеком, "человеком с улицы" и т.п. характерна для типа с условным названием "рыба"
4.Отрицательная социальная ориентация в сочетании с низким или средним жизненным потенциалом дает тип "рака".
К нему относятся индивиды, в той или иной форме бегущие от активной социальной жизни: наркоманы, алкоголики, просто ленивые люди, паразиты всех мастей — мелкие жулики, проходимцы.
Из многочисленных исследований по психологии предпринимательства мы можем выделить следующие основные заключения о мотивах деятельности предпринимателей и наборе качеств, необходимых им для достижения поставленных целей.
Мотивы:
желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшить свое материальное положение.
стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной деятельности, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип: "Работать, чтобы жить" на: "Жить, чтобы работать";
желание быть хозяином своей судьбы;
Профиль успешного предпринимателя:
десять наиболее важных качеств.
1. Поиск возможностей и инициативность (видит и использует новые или необычные деловые возможности; действует до того, как его вынудят к этому события).
2. Упорство и настойчивость (готов к неоднократным усилиям, чтобы встретить вызов или преодолеть препятствие; меняет стратегии, чтобы достичь цели).
3. Готовность к риску (предпочитает ситуации "вызова" или умеренного риска; взвешивает риск; предпринимает действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты).
4. Ориентация на эффективность и качество (находит пути делать вещи лучше, быстрее или дешевле; стремится достичь совершенства, улучшить стандарты эффективности).
5.Вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы; берется за дело вместе с работниками или вместо них).
6.Целеустремленность (ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение; постоянно ставит и корректирует краткосрочные задачи).
7.Стремление быть информированным (лично собирает информацию о клиентах, поставщиках, конкурентах; использует в этих целях личные и деловые контакты для своей информированности).
8.Систематическое планирование и наблюдение (планирует, развивая крупные задачи на подзадачи; следит за финансовыми показателями и использует их при принятии решений; разрабатывает или использует процедуры слежения за выполнением работы).
9.Способность убеждать и устанавливать связи (использует осторожные стратегии для влияния и убеждения людей, а также деловые и личные контакты как средство достижения своих целей).
10. Независимость и уверенность в своих силах. (Стремится к независимости от правил и контроля других людей; полагается лишь на себя перед лицом препятствия или в случае неудачи; верит в свою способность выполнять трудные задачи).
За исключением некоторых детализаций перечисленных свойств, по ним трудно сделать вывод о моральных качествах их носителя. Здесь речь идет преимущественно о том, что можно было бы назвать технологическими требованиями, "техническим оснащением" для достижения целей. Сами цели остаются как бы "за скобками".
Техницистский подход к человеку в целом имеет массу ограничений. Так, например, даже при анализе продуктов человеческой деятельности обнаруживается связь с моралью.
Самый известный пример — различие применения ядерной энергии в мирных или военных целях. Природная суть механизма расщепления атомного ядра остается в обоих случаях одинаковой, но в одном она направлена на созидание, улучшение жизни, во втором — на уничтожение себе подобных. Тем не менее технически, природно, энергия нейтральна, результат ее приложения меняется в зависимости от цели.
Напротив, этическая ориентация может существенно изменить характер деятельности, ее качество и, следовательно, эффективность. Достаточно привести один пример — влияние ненависти на поведение. Недаром говорят, что ненависть ослепляет. Это почти буквально так. Человек становится неспособен воспринимать факты в их полноте и объективности, он не может управлять, "владеть" даже самим собой. Не случайно одним из принципов восточных единоборств является уважение и даже... любовь к противнику, а желающему стать мастером, ненависть совершенно противопоказана.
Интересующие нас типы технически почти неразличимы по большинству перечисленных выше качеств. Оба наделены от природы незаурядными способностями: умом, энергией, стремлением изменить действительность, независимостью, самостоятельностью и т.п.
Функциональная цель, задача, обусловлена у обоих характером экономической деятельности, их местом в экономической среде.
Цель в том, чтобы получать прибыль, доход, выгоду, наживать.
Одновременно типы кардинально противоположны по важнейшему — этическому — параметру, социальной ориентации.
"АКУЛА": тип первый в историческом времени
и наиболее распространенный в современном деловом пространстве
Вот каково мировоззрение человека этого типа, если выразить его от первого лица.
Отношение к людям. В основной своей массе люди, кроме меня, злые, слабые, глупые, ленивые, лживые, порочные существа. Ими управляют животные инстинкты и низменные страсти. Они не ценят добро и понимают только язык силы. Они — средство, объекты, которые надо использовать для достижения цели. Самые опасные из них те, кто умнее, сильнее и выше среднего уровня. Они — мои конкуренты, т.е. враги. Лучший способ вести с ними дело — быть сильнее, хитрее, меньше им доверять. Полезно владеть техникой управления ими. Конкурентов по возможности следует устранять. Если не устраню я, устранят меня. Выживает сильнейший. Победитель получает все. Не такие, как я (лица другого пола, иностранцы и т.п.), — люди второго сорта.
Отношение к обществу. Общество — это скопище людей, установившее законы, из которых одни мне выгодны, другие вредны. Последние я имею право нарушать, когда нет риска попасться.
Отношение к себе. Я лучше всех, хотя тоже животное. Если я беден, то только потому, что общество, его законы и другие люди мешают мне разбогатеть.
Отношение к миру и природе. Мир враждебен, холоден и опасен. Поэтому всегда надо быть начеку. Реальны лишь материальные ценности, все остальное — проповедь для неудачников. Природа — это кладовая, из которой следует брать сколько можно, иначе возьмут другие. После нас — хоть потоп.
Отношение к духовным ценностям. Возможно, Бог и существует, но Его законы и законы людей, религиозная мораль и законы бизнеса — разные вещи. Надо, тем не менее, иметь репутацию верующего, это выгодно. Столь же по необходимости следует жертвовать на благотворительные цели.
Отношение к делу. Мое дело — это основа и источник моей власти в мире, средство защиты от людей и общества.
Отношение к риску. Определяется только соотношением между ожидаемой прибылью и потенциальной опасностью.
Цель жизни (ответ на вопрос: для чего я живу?). Я живу для себя. Для того, чтобы иметь как можно больше денег, чтобы иметь как можно больше власти над людьми и миром, чтобы жить как можно более комфортно и безопасно. Потреблять все самое лучшее, не ограничивая своих желаний. Жизнь дается только однажды и прожить надо как можно дольше.
Средства достижения цели (ответ на вопрос: как реализовать главную цель?). Любые. Моральный выбор определяется только материальной выгодой.
Кто мои друзья и кто — враги. Потенциально все люди — конкуренты в борьбе за материальные блага. С некоторыми из них временно можно кооперироваться, объединяться против общих, наиболее опасных для обоих сторон в данный момент конкурентов. Длительность союзнических отношений определяется сугубо соображениями выгоды.
"ДЕЛЬФИН": тип более поздний в историческом времени,
менее распространенный,
но все более утверждающийся в деловом пространстве
Вот каковы ответы человека этого типа:
Отношение к людям. Большинство людей достойны уважения и доверия. Человек несет в себе начала как добра, так и зла. И то и другое проявляется у разных людей по-разному в зависимости от многих факторов: природных, внутренних и внешних, среды, воспитания, образования, ситуации и т.п. Добром можно добиться от людей больше, чем силой. Лучший способ вести дело — стремиться к взаимовыгодному результату. Искренность и доверие в деловых отношениях — лучшая основа сотрудничества. Доказывать свое превосходство следует на деле, завоевывая потребителя лучшим качеством товаров и услуг при меньших ценах. В конечном итоге такая политика оправдывает себя лучше, чем временный успех. Других, не таких, как я, надо стремиться понять.
Отношение к обществу. Общество и его институты — механизм, средство согласования интересов отдельных индивидов и социальных групп, гарантия защиты граждан от произвола. Закон, который я считаю несправедливым, надо все же соблюдать, пока он не будет изменен законным путем, в том числе и благодаря моим усилиям. Дело не в том, попадусь я или нет при попытке обойти закон, а в моем добровольном выборе не нарушать его.
Отношение к себе. В общем я неплохой человек и, как и многие другие, достоин уважения. Если я беден, то потому, что пока недостаточно изобретателен, не прилагаю достаточно сил, неправильно выбрал сферу их приложения, малообразован, плохо организован.
Отношение к миру и природе. Мир чудесен. Он предоставляет человеку так много возможностей для раскрытия своих способностей, дает столько радостей. Мир — это большая игра природных сил, в которой участвую и я тоже. Жизнь — это большое благо. Она не ограничена только видимым, материальным. Существуют ценности духовные, непреходящие: любовь, дружба, благоговение перед красотой, перед величием проявлений человеческого духа. Природе мы обязаны самой своей жизнью и должны ее не только сберечь для своих детей, но и сделать еще краше.
Отношение к духовным ценностям. Мир подчиняется не только материальным законам. Существуют и другие законы, которые мы чувствуем в себе как голос совести, сострадание к горю других людей. Эти законы действуют везде, в том числе и в бизнесе. Я верую не из подражания, но потому, что нахожу в вере опору и поддержку в трудные минуты, точку отсчета при принятии трудных решений. Я помогаю другим не потому, что так принято, а потому, что, помогая им, я помогаю себе.
Отношение к делу. Мое дело — это мое призвание и предназначение. Это то, что я смогу сделать лучше всего, будучи хозяином своей судьбы. Это средство реализовать свои способности и свои идеи. Это возможность жить лучше, помогая своим делом жить лучше другим.
Отношение к риску. Определяется расчетом долгосрочных результатов, соотношением между ожидаемой прибылью и угрозой разрушить дело, нанести ущерб другим людям, например своим работникам.
Цель жизни (ответ на вопрос: для чего я живу?). Я живу для того, чтобы сделать жизнь — свою и других, материальную и духовную — богаче и лучше. Для того, чтобы радоваться тому, как становятся действительностью мои самые смелые идеи. Чтобы оставить о себе добрую память потомкам. Чтобы наслаждаться игрой своих сил и возможностью реализовать способности, своей свободой и независимостью. Чтобы иметь возможность честно смотреть людям в глаза и пользоваться их уважением. Важно не то, сколько я проживу, а то, как я проживу.
Средства достижения цели (ответ на вопрос: как ее реализовать?). Любые законные и те, которые не противоречат моим моральным принципам. Выбор между большой прибылью и хорошей репутацией делается в пользу хорошей репутации. Опора в основном на свои силы и доверие партнеров.
Кто мои друзья и кто — враги. Потенциально все люди могут стать моими партнерами во взаимовыгодном сотрудничестве. Главный принцип выбора — деловая репутация в сочетании со сходной этической ориентацией, соответствием критерию моральной надежности.
По материалам книги Р.Андерсон, П.Шихирев "Акулы” и "Дельфины”