Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Статьи других авторов [11]

Наш опрос
В чем привлекательность мужчины?
Всего ответов: 115

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи других авторов » Статьи других авторов

Успешный предприниматель

МОРАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ "ДЕЛЬФИНОВ" И "АКУЛ"

 

 Человеческое взаимодействие неразрывно связано с его моральным содержанием, т.е. благом или злом как следствием взаимодействия людей друг с другом и с природой.


Важнейшим критерием социального дейст­вия является

  • не только его эффективность для данного человека или группы людей, 
  • но и его значение для других людей и социальных групп.

 

 Иначе говоря, возрастает роль нравственного содержания действия.  

 Именно поэто­му мы и утверждаем, что главным принципом отличия людей друг от друга становится в наше время принцип со­циальной направленности их действий, степень социаль­ной ответственности.


   Разумеется, не все ответственны в равной степени:

  • Чем больше влияние человека, чем боль­ше у него прав, тем выше и его ответственность.

  • Бедный крестьянин в пакистанской деревне несет гораздо мень­шую ответственность перед миром, чем финансовый маг­нат, имеющий возможность разорить целое государство.

  • На человека, щедро одаренного физическими и интеллек­туальными способностями, судьба или Божий промысел возлагают пропорционально большую ответственность.

  • Другой вопрос — как он (или она) это осознает.

  

И, разумеется, не только этими дву­мя типами исчерпывается все многообразие человечест­ва.

Но знак этической направленности действия, его мес­то на континууме между полюсами:

"только для себя" и "только для других" имеют определяющее значение.

И при комбинации всего лишь двух параметров — жизнен­ного потенциала (способностей и возможностей) и нрав­ственной ориентации — мы получим следующую основную классификацию.

 

1.     Сочетание положительной социальной ориентации с высоким жизненным потенциалом дает тип, который мы назвали "дельфином".

2.     Отрицательная социальная ориен­тация при высоком жизненном потенциале

     образует тип "акула".

3.     Умеренная социальная ориентация при среднем или низком жизненном потенциале.

     Это тип, который принято также называть "средним", "простым", "обычным" челове­ком, "человеком с улицы" и т.п. характерна для типа с условным названием "рыба"

4.    Отрицательная социальная ориентация в сочетании с низким или сред­ним жизненным потенциалом  дает тип  "рака".

     К нему от­носятся индивиды, в той или иной форме бегущие от активной социальной жизни: наркоманы, алкоголики, просто ленивые люди, паразиты всех мастей — мелкие жулики, проходимцы.

 

Из многочисленных исследований по психологии предпри­нимательства мы можем выделить следующие основные за­ключения о мотивах деятельности предпринимателей и на­боре качеств, необходимых им для достижения поставлен­ных целей.


Мотивы:

  • желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшить свое материальное положе­ние. 
  • стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной деятельности, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип: "Работать, чтобы жить" на: "Жить, чтобы работать"; 
  • желание быть хозяином своей судьбы; 

 

 

 

Профиль успешного предпринимателя:

десять наи­более важных качеств.


 

1. Поиск возможностей и инициативность (видит и использует новые или необычные деловые возможности; действует до того, как его вынудят к этому события).

2. Упорство и настойчивость (готов к неоднократным усилиям, чтобы встретить вызов или преодолеть препятст­вие; меняет стратегии, чтобы достичь цели).

3. Готовность к риску (предпочитает ситуации "вызова" или умеренного риска; взвешивает риск; предпринимает действия, чтобы уменьшить риск или контролировать ре­зультаты).

4. Ориентация на эффективность и качество (находит пути делать вещи лучше, быстрее или дешевле; стремится достичь совершенства, улучшить стандарты эффективно­сти). 

5.     Вовлеченность в рабочие контакты (принимает на се­бя всю ответственность и идет на личные жертвы для вы­полнения работы; берется за дело вместе с работниками или вместо них). 

6.     Целеустремленность (ясно выражает цели, имеет дол­госрочное видение; постоянно ставит и корректирует крат­косрочные задачи).

7.  Стремление быть информированным (лично собирает информацию о клиентах, поставщиках, конкурентах; исполь­зует в этих целях личные и деловые контакты для своей ин­формированности). 

8.    Систематическое планирование и наблюдение (плани­рует, развивая крупные задачи на подзадачи; следит за фи­нансовыми показателями и использует их при принятии ре­шений; разрабатывает или использует процедуры слежения за выполнением работы). 

9.    Способность убеждать и устанавливать связи (исполь­зует осторожные стратегии для влияния и убеждения лю­дей, а также деловые и личные контакты как средство дос­тижения своих целей). 

10. Независимость и уверенность в своих силах.  (Стре­мится к независимости от правил и контроля других людей; полагается лишь на себя перед лицом препятствия или в случае неудачи; верит в свою способность выполнять труд­ные задачи).

    За исключением некоторых детализаций перечислен­ных свойств, по ним трудно сделать вывод о моральных качествах их носителя. Здесь речь идет преимущественно о том, что можно было бы назвать технологическими требованиями, "техническим оснащением" для достижения целей. Сами цели остаются как бы "за скобками".  

    Техницистский подход к человеку в целом имеет массу ограничений. Так, например, даже при анализе продуктов человеческой деятельности обнаруживается связь с мора­лью.
Самый известный пример — различие применения ядерной энергии в мирных или военных целях. Природная суть механизма расщепления атомного ядра остается в обоих случаях одинаковой, но в одном она направлена на созидание, улучшение жизни, во втором — на уничтожение себе подобных. Тем не менее технически, природно, энер­гия нейтральна, результат ее приложения меняется в зави­симости от цели. 

    Напротив, этическая ориентация может существенно из­менить характер деятельности, ее качество и, следователь­но, эффективность. Достаточно привести один пример — влияние ненависти на поведение. Недаром говорят, что не­нависть ослепляет. Это почти буквально так. Человек стано­вится неспособен воспринимать факты в их полноте и объ­ективности, он не может управлять, "владеть" даже самим собой. Не случайно одним из принципов восточных едино­борств является уважение и даже... любовь к противнику, а желающему стать мастером, ненависть совершенно проти­вопоказана. 

    Интересующие нас типы технически почти неразличимы по большинству перечисленных выше качеств. Оба наделе­ны от природы незаурядными способностями: умом, энер­гией, стремлением изменить действительность, независи­мостью, самостоятельностью и т.п.
Функциональная цель, задача, обусловлена у обоих характером экономической де­ятельности, их местом в экономической среде.
Цель в том, чтобы получать прибыль, доход, выгоду, наживать.
Однов­ременно типы кардинально противоположны по важнейше­му — этическому — параметру, социальной ориентации
.

 

 

 

"АКУЛА": тип первый в историческом времени
и наиболее распространенный в современном деловом пространстве

Вот каково мировоззрение человека этого типа, если выразить его от первого лица.

  • Отношение к людям. В основной своей массе люди, кроме меня, злые, слабые, глупые, ленивые, лживые, по­рочные существа. Ими управляют животные инстинкты и низменные страсти. Они не ценят добро и понимают только язык силы. Они — средство, объекты, которые надо исполь­зовать для достижения цели. Самые опасные из них те, кто умнее, сильнее и выше среднего уровня. Они — мои конку­ренты, т.е. враги. Лучший способ вести с ними дело — быть сильнее, хитрее, меньше им доверять. Полезно владеть техникой управления ими. Конкурентов по возможности следует устранять. Если не устраню я, устранят меня. Выживает сильнейший. Победитель получает все. Не такие, как я (лица другого пола, иностранцы и т.п.), — люди второ­го сорта.
     
  • Отношение к обществу. Общество — это скопище людей, установившее законы, из которых одни мне выгод­ны, другие вредны. Последние я имею право нарушать, ко­гда нет риска попасться.
     
  • Отношение к себе. Я лучше всех, хотя тоже живот­ное. Если я беден, то только потому, что общество, его законы и другие люди мешают мне разбогатеть.
     
  • Отношение к миру и природе. Мир враждебен, хо­лоден и опасен. Поэтому всегда надо быть начеку. Реальны лишь материальные ценности, все остальное — проповедь для неудачников. Природа — это кладовая, из которой сле­дует брать сколько можно, иначе возьмут другие. После нас — хоть потоп.
     
  • Отношение к духовным ценностям. Возможно, Бог и существует, но Его законы и законы людей, религиозная мораль и законы бизнеса — разные вещи. Надо, тем не менее, иметь репутацию верующего, это выгодно. Столь же по необходимости следует жертвовать на благотворительные цели.
     
  • Отношение к делу. Мое дело — это основа и источ­ник моей власти в мире, средство защиты от людей и общества.
     
  • Отношение к риску. Определяется только соотноше­нием между ожидаемой прибылью и потенциальной опасно­стью.
     
  • Цель жизни (ответ на вопрос: для чего я живу?). Я живу для себя. Для того, чтобы иметь как можно больше денег, чтобы иметь как можно больше власти над людьми и миром, чтобы жить как можно более комфортно и безопас­но. Потреблять все самое лучшее, не ограничивая своих желаний. Жизнь дается только однажды и прожить надо как можно дольше.
     
  • Средства достижения цели (ответ на вопрос: как ре­ализовать главную цель?). Любые. Моральный выбор опре­деляется только материальной выгодой.
     
  • Кто мои друзья и кто — враги. Потенциально все люди — конкуренты в борьбе за материальные блага. С не­которыми из них временно можно кооперироваться, объе­диняться против общих, наиболее опасных для обоих сто­рон в данный момент конкурентов. Длительность союзниче­ских отношений определяется сугубо соображениями выго­ды.

 

"ДЕЛЬФИН": тип более поздний в историческом времени,
менее распространенный, 
но все более утверждающийся в деловом пространстве

Вот каковы ответы человека этого типа:

  • Отношение к людям. Большинство людей достойны уважения и доверия. Человек несет в себе начала как доб­ра, так и зла. И то и другое проявляется у разных людей по-разному в зависимости от многих факторов: природных, внутренних и внешних, среды, воспитания, образования, ситуации и т.п. Добром можно добиться от людей больше, чем силой. Лучший способ вести дело — стремиться к взаи­мовыгодному результату. Искренность и доверие в деловых отношениях — лучшая основа сотрудничества. Доказывать свое превосходство следует на деле, завоевывая потреби­теля лучшим качеством товаров и услуг при меньших ценах. В конечном итоге такая политика оправдывает себя лучше, чем временный успех. Других, не таких, как я, надо стре­миться понять.
     
  • Отношение к обществу. Общество и его институты — механизм, средство согласования интересов отдельных ин­дивидов и социальных групп, гарантия защиты граждан от произвола. Закон, который я считаю несправедливым, надо все же соблюдать, пока он не будет изменен законным пу­тем, в том числе и благодаря моим усилиям. Дело не в том, попадусь я или нет при попытке обойти закон, а в моем до­бровольном выборе не нарушать его.
     
  • Отношение к себе. В общем я неплохой человек и, как и многие другие, достоин уважения. Если я беден, то потому, что пока недостаточно изобретателен, не прилагаю достаточно сил, неправильно выбрал сферу их приложения, малообразован, плохо организован.
     
  • Отношение к миру и природе. Мир чудесен. Он пре­доставляет человеку так много возможностей для раскры­тия своих способностей, дает столько радостей. Мир — это большая игра природных сил, в которой участвую и я тоже. Жизнь — это большое благо. Она не ограничена только ви­димым, материальным. Существуют ценности духовные, не­преходящие: любовь, дружба, благоговение перед красо­той, перед величием проявлений человеческого духа. При­роде мы обязаны самой своей жизнью и должны ее не только сберечь для своих детей, но и сделать еще краше.
     
  • Отношение к духовным ценностям. Мир подчиняет­ся не только материальным законам. Существуют и другие законы, которые мы чувствуем в себе как голос совести, сострадание к горю других людей. Эти законы действуют везде, в том числе и в бизнесе. Я верую не из подражания, но потому, что нахожу в вере опору и поддержку в трудные минуты, точку отсчета при принятии трудных решений. Я помогаю другим не потому, что так принято, а потому, что, помогая им, я помогаю себе.
     
  • Отношение к делу. Мое дело — это мое призвание и предназначение. Это то, что я смогу сделать лучше всего, будучи хозяином своей судьбы. Это средство реализовать свои способности и свои идеи. Это возможность жить луч­ше, помогая своим делом жить лучше другим.
     
  • Отношение к риску. Определяется расчетом долгосрочных результатов, соотношением между ожидаемой прибылью и угрозой разрушить дело, нанести ущерб дру­гим людям, например своим работникам.
     
  • Цель жизни (ответ на вопрос: для чего я живу?). Я живу для того, чтобы сделать жизнь — свою и других, мате­риальную и духовную — богаче и лучше. Для того, чтобы радоваться тому, как становятся действительностью мои самые смелые идеи. Чтобы оставить о себе добрую память потомкам. Чтобы наслаждаться игрой своих сил и воз­можностью реализовать способности, своей свободой и не­зависимостью. Чтобы иметь возможность честно смотреть людям в глаза и пользоваться их уважением. Важно не то, сколько я проживу, а то, как я проживу.
     
  • Средства достижения цели (ответ на вопрос: как ее реализовать?). Любые законные и те, которые не противо­речат моим моральным принципам. Выбор между большой прибылью и хорошей репутацией делается в пользу хоро­шей репутации. Опора в основном на свои силы и доверие партнеров.
     
  • Кто мои друзья и кто — враги. Потенциально все люди могут стать моими партнерами во взаимовыгодном сотрудничестве. Главный принцип выбора — деловая репу­тация в сочетании со сходной этической ориентацией, со­ответствием критерию моральной надежности.

 

 

По материалам книги Р.Андерсон, П.Шихирев "Акулы” и "Дельфины”


Категория: Статьи других авторов | Добавил: Эльмира (30.04.2010)
Просмотров: 1219 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 елена  
Классная статья, дает возможность задуматься:"А предприниматель ли я, и если да, то какой?"

Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *:
Поиск


Использование материалов с сайта возможно только при указании ссылки на источник. © 2019